Ранее писал про две формы бюджетов.
Рассмотрим свернутый формат бюджетов чуть подробнее.
В них данные статей агрегируются в более крупные блоки.
Спрашивают, зачем они нужны, если мы можем просто в детальном бюджете вывести иерархию статей, в соответствии с которой они расположены в справочнике, и при показе с экрана в нужный момент будем сворачивать бюджет до группы нужного уровня.
Ответ: можно и так, но не всегда. Иерархия справочников чаще всего строится по функциональному признаку. Статьи объединяются в группы в соответствии с признаком, одного которого может не хватить для полноценного анализа данных бюджета.
Пример:
Материальные статьи бюджета производственных предприятий.
Обычно они объединяются в группы в соответствии с принадлежностью к виду подразделения:
- производственные
- обслуживающие
- вспомогательные
- общепроизводственные
- общехозяйственные
- прочие
В бюджете они также располагаются в разных блоках (затраты производства, управления, вспомогательных и обслуживающих производств и т.д.).
Кроме того, они дополнительно могут дробиться на основные материалы, вспомогательные, упаковочные и так далее.
Т.е., даже, если мы свернем бюджет до группы, общую сумму материальных затрат предприятия или всю стоимость упаковочных материалов, израсходованных в периоде, или что-то подобное нам придется высчитывать на калькуляторе.
Можно и так, но нужно ли?
Не проще ли разработать дополнительный формат бюджета, в котором статьи будут сгруппированы по нужному признаку? Вот для этого агрегированные/свернутые бюджеты и нужны.
Выводы:
Плюсы:
- Чем меньше в бюджете строк, тем он компактнее. Тем проще с ним работать и находить главное.
- представляет информацию с той стороны, которая не видна при функциональной группировке строк.
Минусы:
- Не хватает аналитичности. Если пользоваться только ими, есть риск пропустить что-то важное, не заметить проблем в агрегированных статьях
Остались вопросы? Пишите
Другие статьи на тему бюджетирования: