Главная » Учет » Таргет-костинг. Управление целевой себестоимостью.

Таргет-костинг. Управление целевой себестоимостью.

   Раздел про инструменты управленческого учета решил начать с таргет-костинга (Target-costing), который был отмечен в предыдущей записи. Несмотря на то, что кто-то такое название слышит впервые, суть метода довольно проста, а он активно применяется сегодня, в том числе и на отечественных предприятиях.

   Это сравнительно молодой из применяемых сегодня методов, который среди прочих подарила миру Тойота в конце 80х годов 20 века. Особенностью многих из них является концептуальный характер, они описывают определенный вид мышления не только при решении отдельных задач, но и выполнения целых функций управления и бизнес-процессов.

  Ключевая идея метода: себестоимость должна быть не выше разницы между ценой и прибылью.

 Основные стадии применения – ценообразование, планирование, прогнозирование, оценка.

   На какие вопросы позволяет ответить:

— какая может быть максимальная себестоимость для получения заданной прибыли?

— стоит ли производить данный продукт/оказывать услугу/выполнять работу?

— как поменяется цена/себестоимость/прибыль при изменении качественных характеристик продукта?

— стоит ли вносить изменения в продукт?

— за счёт каких статей затрат можно уменьшить себестоимость при изменении цен/спроса для сохранения размера прибыли?

— и др.

  При традиционном методе ценообразования («затраты плюс») рассчитывается себестоимость, затем добавляется желаемая к получению прибыль, после чего получается цена на продукт.

 При таргет-костинге движение по цепочке «затраты-прибыль-цена» обратное: от цены к затратам. Сначала определяется возможная будущая цена, затем указывается, какую прибыль хотелось бы получить при такой цене, после чего получается максимальная сумма затрат, которые могут быть понесены предприятием.

   Важной особенностью метода является ориентация на внешнее окружение и рынок. Т.е. в процессе ценообразования принимает активное участие не только плановый отдел (как при методе «Затраты плюс»), а ещё и маркетинговый отдел, задачей которого является определение уровня цен конкурентов, средних рыночных цен, размера возможных скидок и т.д.

   Прибыль, как правило, представляет собой диапазон значений от максимального (желаемого) до минимального (ниже которого нет смысла заниматься данным продуктом/работой/услугой).

   Условный пример:

Фабрика. Идет подготовка к запуску нового вида продукции.

  1. Сначала фиксируются все требования к качеству, функционалу и характеристикам продукции.
  2. При таргет-костинге, прежде чем запустить производство отделом маркетинга/продаж должны быть оценены возможная цена и объем реализации данной продукции.
  3. Далее оценивается желаемая прибыль с объема выпуска/продаж или с единицы.
  4. Затем плановый отдел рассчитывает себестоимость продукции. Когда себестоимость посчитана, она сравнивается с разницей цены и желаемой прибыли.
    • Если превышает, то либо пересматриваются исходные условия, требования, характеристики, функциональность, используемые материалы и т.д., либо от производства данной продукции отказываются.
    • Если плановая себестоимость позволяет получить желаемую прибыль, продукт запускается в производство.

  Аналогичный ход действий выполняется при решении о внесении изменений в продукт, при изменении рыночных условий, цен конкурентов и так далее.

Примеры расчетов с использованием Таргет-костинга:

 Если есть вопросы по данному методу, спрашивайте в комментариях.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.