Продолжая тему операционных бюджетов, поговорим о том из них, который наиболее очевиден, и у коммерческой организации должен быть первым.
Бюджет продаж предоставляет сводную информацию об ожидаемом объеме выручки в разрезе направлений деятельности, групп и видов номенклатуры, сегментов, рынков и любых других показателей.
Выбор аналитических разрезов зависит от того, что нужно контролировать управленцам.
Формат и структура отчета подбираются в зависимости от состава показателей и удобства работы пользователей. Говоря о бюджете на год, лучше всего месяцы располагать по столбцам, а показатели по строкам. Важно соблюдать баланс между информативностью и удобством работы, а также затратами на подготовку данного бюджета.
Что обязательно стоит включить:
- Количество
- Цену
- Сумму
Показатели маржинальности добавляются здесь опционально.
Однако, в случае, если в бюджете представлены укрупненные показатели по группам номенклатуры, а не детально по номенклатуре, то состав показателей будет иным:
- Объем продаж
- Маржинальность по группе
- Сумма маржинальной прибыли.
Очень часто при подготовке финансовых моделей для инвест.проектов в укрупненном виде бюджет продаж включаю в доходную часть плана Доходов и расходов модели либо показываю на отдельной вкладке для сложных проектов, объединяя данные по воронке продаж с финансовыми доходными показателями.
Это позволяет:
- Проследить, как и откуда генерируется доход, что на него влияет.
- Строить сценарии при различных комбинациях исходных данных.
- Получить в модели показатели маржинальности по группам/каналам продаж.
Данный бюджет будет служить основной для составления:
- бюджета Доходов и Расходов в части выручки;
- бюджета ДДС в части поступлений по основной деятельности;
- бюджета закупок в части закупаемых товаров и материалов для производства;
- бюджета производства в части производимой продукции;
- бюджета коммерческих расходов;
- бюджета дебиторской/кредиторской задолженности;
- бюджета по налогам в части НДС и прибыли;
При составлении бюджета важно учитывать следующие параметры:
- источники доходов, каналы сбыта;
- ассортимент и ценообразование;
- сезонность;
- общее состояние рынка, включая насыщенность и конкуренцию;
- динамику закупочных цен и прогноз на период;
- эластичность спроса, зависимость выручки от затрат на продвижение и потенциальный бюджет на продвижение;
- величину накладных расходов и требуемые значения показателей рентабельности;
- прочие.
Возможно, нужно привести пример или шаблон бюджета, что я так не люблю делать, поскольку каждое предприятие индивидуально, но это будет уже в следующий раз.
Другие статьи на эту тему: