Главная » Бизнес Вопрос-ответ Учет » Эффективность маркетинга и рекламы. ROMI. Как посчитать?

Эффективность маркетинга и рекламы. ROMI. Как посчитать?

Завал на работе

Рассмотрим сегодня один из показателей, которые применяют при оценке эффективности маркетинговых мероприятий.

ROMI = Возврат на вложения в маркетинг.

Есть два варианта расчета этого показателя. В одном он считается от прибыли, в другом от выручки.

  • ROMI(выручка) = Выручка/вложения в маркетинг
  • ROMI(прибыль) = Прибыль/вложения в маркетинг

Какую взять для расчета прибыль, решать вам. Можно взять Валовую прибыль, можно прибыль до налогообложения, можно чистую прибыль.

В зависимости от выбранного числителя должна быть произведена соответствующая интерпретация полученных результатов.

С одной стороны, все просто: поделил что-то на что-то и определил: сколько выручки или прибыли получил с каждого рубля, вложенного в маркетинг.

С другой стороны, качество интерпретации полученных результатов сильно зависит от контекста:

  • Фирма только что образовалась или какое-то время работает на рынке?
  • Есть ли возможность четко разграничить потоки клиентов по разным источникам?
  • Первые это продажи или повторные?
  • Новые это клиенты или не новые?

Например, если фирма давно работает на рынке, имеет постоянных клиентов, которые регулярно производят покупки, корректно ли будет доходы с продаж им учитывать в эффективности маркетинговой акции? Я считаю, что некорректно.


В чистом виде этот показатель можно использовать лишь в нескольких случаях:

  • Для вновь создаваемых организаций.
  • Когда есть возможность четко видеть поток клиентов и доходов по конкретным маркетинговым каналам.

В остальных случаях для корректной интерпретации данного показателя нужно изрядно поработать напильником и другими инструментами, чтобы получить максимально корректные данные по клиентам и доходам, полученным именно в результате оцениваемой маркетинговой акции.

Как разделить потоки клиентов и доходов, должны знать маркетологи:

  • это UTM-метки,
  • выделенные для акции номера телефонов,
  • ссылки и QR-коды с информацией о канале
  • прочие способы.

Главное, чтобы учетная система имела блок CRM (или был настроен обмен данными между ней и внешней CRM системой), из которого затем данные по нужным потокам пойдут в финансовый учет.

Если же данные на входе разделить не получается, то начинается творческая работа экономистов, маркетологов и продаж:

В идеале сначала должна быть построена эконометрическая модель, которая покажет ожидаемую выручку с учетом сезонности, повторных продаж старым клиентам и прочего, но без влияния данной маркетинговой акции.

Разницу между фактически полученной и ожидаемой выручкой можно считать результатом маркетинговой акции, и именно её использовать в дальнейших расчетах.

Кроме того, полезно очистить эту разницу также от продаж постоянным клиентам, которые купили товар не потому, что узнали о нем сейчас, а потому что всегда его у вас покупают.

Т.е. для расчета должна использоваться не выручка, как таковая, а именно та выручка, что получена, благодаря данной акции.

Кроме того, возможно последействие акции. Следовательно, есть смысл считать ROMI не только за месяц проведения акции, а за более длительный периода, для этого в числитель включить и последующие продажи, которые пришли по акции после её официального окончания, а также повторные продажи полученным по акции клиентам.

Резюме:

Чем честнее будут цифры, тем лучше вы будете понимать, какие инструменты и как работают.

Успехов!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.