В жизни и различных её сферах очень многое происходящее циклично. Оно повторяется с некоторой периодичностью в том или ином формате. То же самое происходит в экономике и бизнесе. Поскольку бизнес (в идеале) – набор повторяющихся процессов, эти они и будут представлять собой определенного рода циклы. Классификаций циклов и подходов к ним много. Сегодня разберем один из них – PDCA-цикл.
Данный цикл представляет собой набор действий, необходимых для достижения определенной цели и повторяющихся по окончании цикла повторно. Каждый новый цикл будет иметь либо новую цель, либо прежнюю, но на качественно новом уровне.
PDCA = Plan-Do-Check-Act (Планирование, действие, проверка, корректировка).
Планирование.
Цель данного этапа – простроить процесс и убедиться, что его контекст и устройство адекватны целям организации.
Планирование включает в себя описание, проектирование бизнес-процессов, описание связей внутри бизнес-процессов.
У каждого бизнес-процесса есть потребитель, выход бизнес-процесса и его ценность для потребителя, входы и стартовые события, регулирующие положения, исходные и целевые значения KPI.
При проектировании БП важно обратить внимание на действия, артефакты, результаты и состояния процесса, функции и роли, задействованные в ходе процесса, информационные системы (ИС), места выполнения и хранения, влияющие события, правила и ограничения, метрики и точки измерения KPI.
Действие
Цель – внедрить Процесс и приступить к его эксплуатации.
В данной части цикла необходимо внедрить процесс в работу и его исполнить.
Внедрение включает в себя создание новых ролей, полномочий или их модификации, проектирование и/или реструктуризацию подразделений, доработку ИС, создание средств мониторинга и контроля, вспомогательных средств, новых каналов взаимодействия с клиентами.
Исполнение включает в себя запуск инициирующими событиями, получение входов, выполнение действий, получение промежуточных и конечных результатов.
Проверка
Цель – измерить KPI и сравнить с ожидаемыми значениями.
Оценки бывают внешние и внутренние.
Задача внешних оценок – узнать ценность для потребителя, сравнить себя с конкурентами. Внешние оценки дают информацию о результативности: делаем ли мы то, что надо.
Внешний бенчмаркинг – очень эффективный способ получения обратной связи для корректировки своих действий в нужном для компании направлении с учетом всех внешних факторов.
Задача внутренних оценок – сравнить реальные действия и результаты с запланированными. Они дают возможность понять, все ли мы делаем так, как надо.
Корректировка
Цель – проанализировать и отреагировать по итогам проверки.
Корректировки могут производиться:
— в реальном времени по ходу выполнения процесса, чтобы устранить какие-то текущие проблемы, не требующие глобальных доработок. Можно немного скорректировать конкретные действия, что не повлечет и не потребует за собой доработок в дальнейших действиях процесса.
— с некоторой отсрочкой, когда одним небольшим локальным изменением не ограничиться, требуется перепроектирование части или процесса полностью. В этом случае сначала проводится проектирование процесса, тестирование его вне рабочего процесса, и лишь затем внедрение в жизнь по итогам успешного тестирования.
Позже разберем пример работы с бизнес-процессами, используя данный цикл