Накладные расходы — важная и часто очень значительная часть всех расходов предприятия. Как правило, они выделяются в отдельный блок бюджета доходов и расходов в агрегированном виде, а более детально могут быть спланированы в бюджете накладных расходов.
От того, насколько корректно они будут спланированы и исполнены, прямо зависит величина прибыли предприятия.
Сумма накладных расходов определяет, какую маржинальную прибыль долго получить предприятие, чтобы не уйти в минус.
Состав, статьи, структура накладных расходов определяется индивидуально каждым предприятием. Традиционно к ним стоит отнести все расходы, которые прямо не связаны с выполнением основной деятельности организации, а обеспечением её функционирования.
Не все накладные расходы являются полностью постоянными.
Потому при их бюджетировании важно дифференцированно подходить к расходам, которые предприятие несёт, независимо от масштаба своей деятельности и размеров, и тем, которые с ними связаны.
Связи должны быть формализованы в виде модели или программной настройки, что позволит при изменении в бюджете базовых влияющих показателей, автоматически без участия пользователя пересчитывать зависимые.
Зависимые и независимые показатели для ускорения и упрощения работы с бюджетом лучше разделить в бюджете визуально, чтобы пользователь не правил то, что долго быть рассчитано автоматически, и не тратил время на поиск независимых показателей.
Т.е. если мы говорим про модель, например, доходов и расходов, в которой есть отдельный блок накладных расходов, его стоит разделить на два подблока:
Первые — рассчитываются автоматически, пользователь не должен их править вручную. Он должен лишь проверить адекватность формул расчета, заложенных в них. Чем больше сценариев будет построено, с максимально близкими к реальным историческим данным, тем выше будет вероятность и качество модели. Само собой, что то, что было в предыдущие периоды, может не повториться или повториться с иными параметрами, но так можно сказать про любое прогнозирование.
Вторые — статичны. Заполняются пользователем вручную. Он сам решает, сколько и куда должно быть потрачено. Здесь все тоже не очень просто, поскольку большинство таких накладных условно-статичны. Они могут быть статичны на каком-то интервале активности предприятия, затем при превышении определенного показателя потребуется их увеличение.
Например, охрана. Упрощенно: пока у вас один одна площадь с одним количеством помещений, входов и выходов — это один объем затрат. Когда у вас появляется новый производственный блок, расширяется территория, появляются новые ворота и т.д., высока вероятность, что то количество охраны, которое было, уже не сможет контролировать ещё один пункт входа/выхода, потребуется наём новых сотрудников, установка дополнительных систем безопасности, которые потребуют дополнительного обслуживания.
Потому к планированию накладных стоит подходить осторожно, лучше заложить больше, особенно, если вы балансируете в части рентабельности недалеко от нуля, поскольку наём всего одного сверхпланового сотрудника, например, может увести вас в убытки.
Успехов!
Другие статьи на эту тему: