Так же, как и в любой другой отрасли. Материалов на эту тему на сайте много. Повторим.
В общепите и торговле очень часто оперируют понятием наценка.
Поскольку наценка (в рублях) по сумме в данных отраслях в общем случае равна маржинальной прибыли (в рублях), то и маржинальность (%) путают с наценкой (%). Но этого делать нельзя.
На основании маржинальности принимают решение о размере скидки, и использование вместо маржинальности в данном вопросе наценки может привести к большим убыткам.
Кроме того, на основании маржинальности в общепите определяют лимиты тех или иных накладных расходов выручке. Если не знать этого показателя, то есть вероятность работы в минус.
Почему
Потому что у этих показателей разная база для расчета.
Приведем расчеты и покажем, как они связаны. Под себестоимостью здесь имеем в виду переменные прямые расходы (закупочная цена товара в торговле, например, или стоимость продуктов в общепите).
Если прямые переменные затраты представлены только материальными затратами, этот показатель может быть основой для расчета материалоемкости (фудкоста).
Кроме того, зная материалоемкость (фудкост), можно также определить маржинальность и наценку.
Расчет:
Наценка (%) = Наценка (руб)/Себестоимость
Материалоёмкость (фудкост) = Себестоимость /цена продажи
Маржинальность (%) = Наценка (руб)/Цена продажи = Наценка (%)*Себестоимость/Цена продажи = Наценка (%) * Материалоемкость (%)
Наценка в общепите может быть и 200%, и 300%, и 500%, и более.
Маржинальность, даже в теории, не может быть больше 100% (и то при нулевой себестоимости)
Фудкост и маржинальность в сумме дают 100%. Например, если фудкост = 35%, можно определить, что маржинальность = 65%, а наценка = 186%.
Нужна помощь в расчетах? Пишите
Другие статьи на эту тему:
При какой наценке должна быть какая маржа?
Какую наценку делает предприниматель при нулевой маржинальности
Расчет наценки, маржинальности и максимального % скидки
Фудкост и маржинальность в общепите. На что смотреть и как оценивать
Что получится, если из суммы реализации вычесть сумму сырьевой себестоимости
Как рассчитать маржинальность продукта, если его сырьевая себестоимость менялась