Главная » Бизнес Калькуляторы Учет » Наценка и маржинальность

Наценка и маржинальность

В предыдущих статьях на сайте я уже неоднократно затрагивал эти понятия, пришло время подробнее рассказать о них и раскрыть различия между ними.

Зачем? Хотя бы для того, что понимать, что между 50% маржинальностью и 50% наценкой полуторакратная разница в стоимостном эквиваленте.

В статье 3 раздела:

  1. Немного теории (куда ж без неё) и формул (без них не посчитаешь);
  2. Расчет маржинальности при известной величине наценки(%);
  3. Примеры из практики, демонстрирующие, для чего нужно считать наценку и маржинальность.

Кому лень читать теорию и считать по формулам, могут сразу пролистать ниже – там есть калькулятор расчета маржинальности при известной наценке.

Кому сразу нужны пояснения, кнопка Whatsapp внизу статьи

Определения и формулы

  1. Ниже определения представлены для торгового предприятия. Для производства или сферы услуг отличие будет лишь одно – вместо цены закупки должны быть прямые переменные затраты.
  2. Определения написаны для единицы продукции. Чтобы оценить данные показатели для всего объема продаж, нужно просто их умножить на количество проданных товаров (продукции).

Условные обозначения:

НΣ — наценка в стоимостном выражении.

Н% — наценка в %.

М% — маржинальность

ВП — валовая прибыль

ВР — валовая рентабельность

Цп — цена продажи.

Цз — цена закупки.

Сс — себестоимость.

Наценка (в стоимостном выражении) = маржинальная прибыль = разница между ценой продажи и ценой закупки. В данном случае наценка равна маржинальной прибыли.

НΣ= Цп — Цз

Наценка (в %) — отношение наценки в стоимостном выражении к цене закупки

Н% = (Цп- Цз)/Цз = НΣ/Цз = М%*(Цп/Цз)

Маржинальность — отношение наценки в стоимостном выражении к цене продажи.

М% = (Цп — Цз)/Цп = НΣ/Цп = Н%*(Цз/Цп)

Валовая прибыль равна разнице между ценой продажи и себестоимостью.

ВП= Цп — Сс

Она может быть, но не всегда, равна маржинальной прибыли и наценке, если себестоимость равна цене закупки (прямым переменным затратам).

Валовая рентабельность – отношение валовой прибыли к цене продажи.

ВР=ВП/Цп

На сегодня это все определения и формулы.

Переходим к практике.

Для чего нужно считать наценку, валовку, маржинальность?

  1. Чтобы покрыть свои постоянные затраты и получить прибыль.

costs line

Именно за счет наценки покрываются постоянные затраты. Чем выше наценка, тем меньше  нужно продать продукции, чтобы покрыть постоянные затраты и получить требуемую прибыль. И, соответственно, наоборот.

Думаю, это понятно. Если нет, спрашивайте.

Подробнее вопрос покрытия постоянных затрат и прибыли будет раскрыт в статье про точку безубыточности. А пока несколько примеров.

а) Пример расчета цены продажи методом «затраты плюс».

Фирма продает пирожки.

Закупочная цена пирожка = 15 руб.

При этом фирма каждый день несет затраты:

ФОТ продавца за смену = 1200 руб. (ЗП+страховые взносы);

Аренда помещения = 800 руб.

Управленческие затраты, налоги и т.д. = 1500 руб.

Желаемая прибыль за день работы = 500 руб.

При этом, за день фирма может продать 500 пирожков.

По какой цене необходимо продавать пирожки данной фирме, чтобы получить желаемую прибыль?

Расчет:

Общая сумма постоянных затрат и прибыли = 4000руб.

Т.е. на 1 пирожок приходится 4000/500 = 8 руб. Соответственно, это и будет та величина торговой наценки, которую предприятие должно заложить в цену продажи пирожка.

Цена продажи =15 + 8 = 23 руб.

Это базовый расчет. Затем мы можем его корректировать с учетом своих рисков (пирожок живет всего сутки, потому себестоимость всей непроданной за день продукции списывается и съедает полученную прибыль) и прочих факторов.

б) Пример расчета требуемого объема продаж методом «таргет-костинг».

Мы знаем, что средняя рыночная цена пирожка =22 руб. Конкуренция высокая, потому дороже его покупать не будут.

Закупочная цена = 15 руб. Т.е. наценка составит 7 руб. Постоянные затраты и прибыль = 4000руб.

Сколько пирожков нужно продать, чтобы покрыть свои затраты и получить прибыль.

Ответ: 4000/7= 572 пирожка.

Этот минимальный объем продаж, необходимый для того, чтобы получить желаемую прибыль.

Чтобы понять, сколько пирожков нужно продать, чтобы выйти в «0» (на точку безубыточности), нужно сумму постоянных затрат разделить на сумму наценки, т.е. 3500/7 = 500 пирожков.

Все пирожки, проданные сверх этого объема, будут давать прибыли. Если будет продано менее 500 пирожков, будут убытки.

  1. Чтобы предложить покупателю скидку.

Скидки
Источник: https://www.firestock.ru

Именно величина наценки является тем буфером, за счет которого продавец может предоставить покупателю скидки, акции, торг и прочие бонусы. Вот здесь очень важно понимать разницу между наценкой, маржинальностью. Иначе можно наломать дров и уйти в убыток.

Поскольку скидка предоставляется от цены продажи, то и сравнивать её размер надо с показателем, завязанным на цене продажи, т.е. с маржинальностью или валовой рентабельностью, а не с наценкой.

Например:

Мы продаем продукт со средней наценкой 66%. Внезапно приходит период, когда продажи по каким-то причинам сильно замедляются, спрос падает, и принимается решение стимулировать продажи с помощью скидок (не самый лучший способ, но самый распространенный).

Какую максимальную скидку мы можем предоставить покупателю, чтобы не уйти в минус хотя бы по сырью?

Ответ = 40%. Почему?

Потому что сначала нужно перейти от показателя наценки (рассчитывается от цены закупки) к показателю, рассчитываемому от цены продажи, т.е. посчитать маржинальность – это и будет та максимальная величина скидки, которая позволит вернуть при продаже хотя бы стоимость закупки (сырьевую себестоимость) товаров. Как её посчитать – смотри предыдущие 2 раздела статьи.

Воспользовавшись калькулятором выше можно понять, что, имея, например, наценку = 50%, максимальная скидка, которую можно предложить покупателю, чтобы не уйти в убыток, составит 33%, а не 50%.


На сегодня всё. Различия и ключевые примеры были рассмотрены.

Позже в эту статью будут добавлены ещё примеры, а на сайт будет добавлен расширенный калькулятор для расчета маржинальности, наценки и других показателей по имеющимся данным.

Для консультации пишите:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.