Интервью – неотъемлемая часть работы бизнес-аналитика, от качества проведения которой напрямую зависит результат работы в целом и затраты на неё.
Можно выделить два противоположных подхода к проведению интервью, меж которыми лежит множество гибридных вариантов:
- Анкетирование с закрытыми вопросами.
- Рассказ респондента в свободной форме с открытыми вопросами от интервьюера.
Оба подхода имеют свои особенности, ограничения, плюсы и минусы, свои сферы применения. Подробно рассмотрю каждый из них в отдельных статьях позже. Пока несколько примеров:
- Анкету с закрытыми вопросами легко и быстро обрабатывать, а при заполнении на электронном носителе можно настроить автообработку результатов. С рассказом респондента все совсем не так.
- Заполнение структурированной анкеты с фиксированным списком закрытых вопросов занимает, как правило, существенно меньше времени, нежели интервью в свободной форме.
- С другой стороны, шансы понять глубину, сложность и особенности анализируемого объекта существенно выше на интервью в свободной форме, когда респондент рассказывает, как это, действительно, работает, а не просто отвечает «да/нет» на вопросы в анкете.
Соответственно, для каких-то ситуаций и задач лучше подойдет первый, для иных – второй.
Потому:
- Во-первых, перед интервью необходимо собрать предварительную информацию об анализируемом объекте.
- Во-вторых, в каждом конкретном случае нужно индивидуально подходить к выбору подхода для интервью, основываясь на своем предыдущем опыте и собранной на шаге 1 информации.
- В-третьих, гибридный вариант с использованием элементов обоих подходов вполне может позволить получить лучший вариант, чем использование какого-то из них в чистой форме.
Продолжение следует.
Успехов!