Альтернативный формат проведения интервью с более активным участием респондента.
В анализе бизнес-процессов особенно важно применять на этапе подготовки модели «Как есть».
Как это выглядит:
Респондент рассказывает о том, что и как он делает, как он видит обсуждаемую проблему. Интервьюер определяет ход беседы, задает открытые основные, наводящие и уточняющие вопросы, контролирует временные и смысловые рамки.
Задачи участников интервью:
Задача интервьюера – управлять беседой, направлять и ограничивать респондента, когда это необходимо, попросить уточнить и более развернуто рассказать. Не нужно мешать и прерывать, когда собеседник углубляется в детали, нужно лишь направлять. Останавливать и возвращать нужно лишь в случае, когда собеседник отклоняется от темы интервью.
Задача респондента – правдиво, максимально подробно, насколько это возможно, рассказать об обсуждаемой проблеме, описать процесс, выполняемые действия, все возможные условия и вариации. Чем подробнее и полнее будет ответ, тем корректнее будет составлена модель «как есть».
В итоге:
У интервьюера должна сложиться максимально подробная картина обсуждаемой проблемы.
Плюсы:
- Возможность получить максимально полную и подробную картину, что сэкономит время в дальнейшем при работе.
- Минимизация белых пятен в анализируемой проблеме
- Свободная форма может быть более комфортной для респондента.
Минусы:
- Трудо-, время-, энергозатратно.
- Сложно обрабатывать результаты
- Требуется грамотно управлять процессом интервью
- Нужно уметь активно слушать.
В тексте сделал акцент на рассказ, но ровно то же самое относится и к текстовому формату интервью, когда респонденту дают несколько открытых вопросов и просят письменно дать на них максимально подробный ответ.
Ранее написал о роли интервью в работе аналитика и об интервью в форме анкетирования