Разобрали, зачем управлять личными финансами, разобрали варианты организации учета и шаблон бюджета. Отдельное внимание уделял алгоритму планирования и управления бюджетом, в том числе, за счет чего оптимизировать бюджет.
Повторять написанное в предыдущих статьях не хочу, остановимся на общем описании алгоритма и вопросах, на которые нужно ответить для создания оптимального бюджета.
Страшное слово «оптимизация» обычно ассоциируется с ужиманием, урезанием и подобным.
Иногда это, действительно, так.
Иногда же оптимизация заключается лишь в актуализации целей и расстановке приоритетов.
Итак, что делать:
- Четко понимать свои цели:
- Что нужно?
- Для чего нужны деньги?
- Есть ли в планах дорогостоящие приобретения?
- Есть ли для них ресурсы, либо нужно копить?
- Есть ли резерв на случай прилета черного лебедя?
- Сколько нужно денег для реализации каждой цели?
- Какое есть время для достижения этой цели? Лимитировано ли оно?
- Расставить приоритеты.
- Финансовых целей может быть несколько.
- Кроме целей есть ещё то, что надо делать потому что надо. (обязательные платежи)
- А есть ещё то, что можно многие пытаются впихнуть во фразу «жить сейчас, а не откладывать на потом». (текущие расходы и развлечения)
- Если ресурсы условно не ограничены, в каком порядке должны быть достигнуты цели?
- Если ресурсы ограничены, в каком порядке должны достигаться цели?
- Нужно ли и можно ли делить ресурсы между условно равнозначными целями?
- Что будет, если поменять приоритеты?
- Есть ли ожидание смены приоритетов? Когда?
После оценки нужно все цели ранжировать по мере важности и срочности. Определить, на что нужно направить деньги в первую очередь, на что во вторую, что можно купить чуть позже, а что вообще не нужно.
3. Составить бюджет в соответствии с приоритетами.
Полученную информацию о целях, их стоимостной оценке, приоритетах свести в таблицу, оценить адекватность составленного бюджета.
- Всё ли устраивает?
- На всё ли хватает ресурсов?
4. Отработать Результаты проверки адекватности бюджета.
Если составленный бюджет по каким-то причинам не устраивает, кажется нереалистичным (например, не достигаются цели или не хватает ресурсов на что-то), вернуться на этап расстановки приоритетов и проделать работу повторно.
Шаги 2, 3, 4 описанной схемы и представляют собой оптимизацию: планирование – действие – анализ.
Нужна помощь с составлением бюджета, его оптимизацией, расчетами или консультация? Пишите!
Другие материалы по личным бюджетам:
Личные финансы. Метод конвертов. Обзор
Накопления как обязательная статья личного бюджета (теория)
Накопления как обязательная статья личного бюджета (Пример с графиком. Шаблон внутри)
Про образование и развитие в личном бюджете
За счет чего оптимизировать личный бюджет. Теория.
Шаблон таблицы для распределения и контроля личного бюджета