Давно не было записей на сайте — они готовились, правились и корректировались. Сегодня будет опубликована последняя в уходящем году заметка об затратах, себестоимости и прибыли. А в начале января появится ещё несколько статей на тему эту тему. Но обо всё по порядку.
Сырьевая себестоимость.
Работая на трикотажном производстве я был ярым сторонником расчета полной себестоимости. Внедряя полуфабрикатный попередельный метод учета, мы распределяли практически все затраты, списывая на расходы периода минимальную их часть.
Почему и зачем мы так делали, можно будет прочитать в следующей статье.
Когда я пришел в общепит, услуги, а, затем, на пищевое производство и розницу, где конечный продукт совершенно иной, подход к оценке себестоимости и затрат пришлось пересмотреть.
Когда продукт имеет очень короткий жизненный цикл, и/или незавершенное производство отсутствует, распределение огромного количества видов косвенных расходов между выпускаемой продукцией или оказываемыми услугами практически теряет смысл. Да, может быть спортивный интерес — посчитать, какой из 100 видов пирожков с учетом зарплаты уборщицы и потребленной офисом электроэнергии выгоднее и т.п. Но, это можно делать, если на это есть время и ресурсы. Когда же есть множество других проблем и забот, а ресурсы ограничены, я считаю, стоит выбрать иной путь.
И этот путь — ограничиться расчетом сырьевой либо прямой себестоимости, а всё остальное списать на расходы периода. Используя партионный учет, информацию о себестоимости проданных товаров можно получать вместе с информацией о выручке в реальном времени, не дожидаясь окончания и закрытия периода. Все остальные затраты мы увидим уже после, но, поскольку они условно-постоянные, т.е. примерно одинаковые в каждом периоде, для оценки промежуточного результата можно взять их примерную сумму, основываясь на данных предыдущих периодов.
Что мы получим: существенное упрощение и ускорение процесса расчета финансового результата, возможность установки простых и понятных показателей эффективности (KPI) для руководителей данных подразделений, процент выполнения которых можно отслеживать в режиме реального времени.
В общепите традиционно рассчитывают такой показатель, как фудкост (Food Cost) — это доля сырьевой себестоимости в выручке. Интересен этот подход тем, что часто в общепите переменные расходы представлены именно сырьем, остальные можно смело назвать постоянными (условно-постоянными). Соответственно, разница между выручкой и сырьем (переменными расходами) будет представлять собой маржинальную прибыль, которая включает в себя постоянные расходы и прибыль.
Например, Food cost пирожка = 30%. Соответственно, оставшиеся 70% = маржинальная прибыль. Этот же показатель можно рассчитать для всего объема продаж, тогда мы получим средний фудкост и средний процент маржинальной прибыли, цель которой — закрыть все наши остальные расходы и обеспечить получение прибыли.
Показатели эффективности
Первый показатель эффективности, который можно выделить, основываясь на указанных выше данных, — сумма маржинальной прибыли, полученной за период.
Следующим показателем эффективности должна стать маржинальность, т.е. доля маржинальной прибыли в выручке. Она напрямую нас подводит к необходимому объему продаж, который очень часто также бывает одним из показателей эффективности.
Поскольку один и тот же объем прибыли может быть получен из совершенно разных объемов продаж, необходимо заранее устанавливать коридор допустимых значений маржинальности продаж. Это позволит ограничить скидочную активность руководителя, желающего таким образом нарастить оборот предприятия, продавая всё по минимальным ценам.
Ещё вариант — установить целевое значение фудкоста: доля сырьевой себестоимости в выручке должна составлять не более определенного процента. Рассчитать его можно как разницу между 100% и маржинальностью.
Как это можно использовать?
Очень просто. Например,
- ФОТ персонала торговой точки в месяц = 200 т.р.
- Аренда = 100 т.р.
- Коммунальные и прочие (охрана, связь,..) = 20т.р.
- Управленческие и прочие расходы = 50 т.р.
Итого: 370 т.р. в месяц постоянных расходов.
- Желаемая прибыль = 100т.р.
Соответственно, маржинальная прибыль данной точки в месяц должна составить не менее 470 т.р. Эта сумма должна быть одним из показателей для оценки эффективности руководителя торговой точки.
Далее мы планируем, что примерный объем продаж точки должен составить примерно 1 млн. руб. Т.е. средняя маржинальность должна составить = 47%.
Далее, понимая уровень рыночных цен и примерный объем продаж каждой товарной группы, можно установить для каждой из них коридор допустимых значений маржинальности. Это позволит не выбиваться по уровню цен из рынка и более грамотно формировать торговую матрицу с целью получения необходимых объемов выручки и прибыли.
На этом сегодня всё. Если что-то непонятно, пишите.
До встречи в Новом Году!