Факторинг – это один из распространенных способов финансирования текущей деятельности при нехватке ликвидности и наличии качественной торговой дебиторской задолженности. Разберем его.
Суть факторинга в том, что вы по договору факторинга продаете фактору (факторинговая компания или банк) свою дебиторскую задолженность (право требования) на определенных в договоре условиях. При этом заключается договор финансирования под уступку права требования (ст. 824 ГК РФ)
Продажа дебиторской задолженности в данном случае предполагает:
- определенный договором дисконт (вы получаете в конечном итоге не всю сумму реализованной задолженности);
- поступление оплаты от фактора частями (чаще всего).
Дисконт представляет собой комиссию фактора, проценты за использование предоставленными денежными средствами и иные платежи.
Зачем это нужно:
Чтобы закрыть кассовый разрыв и обеспечить нормальное функционирование деятельности организации при несбалансированной финансовой политике или нарушениях контрагентами платежной дисциплины
Плюсы факторинга:
— Ускорение оборачиваемости;
— Устранение кассового разрыва;
Минусы факторинга:
— Комиссии фактора;
— Снижение реальной прибыльности сделки;
Мое мнение по данному инструменту:
Иногда факторинг преподносят как волшебную таблетку, которая может помочь увеличить товарооборот и т.д. и т.п.
Да, может. Вопрос, какой ценой?
- Если вы заранее рассчитываете на увеличение товарооборота за счет факторинга, значит, заведомо знаете, что платежей от самого клиента скоро не увидите. А стоит оно того? Не проще ли предоставить клиенту скидку за более быструю оплату?
- Рассчитывая на договор факторинга нужно сразу понимать, что плановая рентабельность сделки будет по факту снижена на сумму комиссии фактора. Останется ли в данном случае сделка интересной?
Потому, как и в любом вопросе, касающемся инструментов финансирования, нужно внимательно считать и сравнивать с другими вариантами, в т.ч. с овердрафтом, кредитом, предоставлением скидки за более быструю оплату, и так далее. Возможно, что-то из них будет более эффективным и дешевым.
Резюме:
Инструмент интересный, но требует расчетов и сравнения с иными доступными для предприятия вариантами финансирования.
Успехов!
Другие статьи на эту тему:
Бизнес без MBA. Тинькофф. Под ред. М. Ильяхова
Как прогнозировать возникновение кассового разрыва
На что обратить внимание в отчете о движении денежных средств (ОДДС, Cash Flow, CF)