Главная » Бизнес Учет » Издержки — затраты – расходы — себестоимость

Издержки — затраты – расходы — себестоимость

Один из ключевых элементов управленческого учета – затраты. Кроме них существуют ещё понятия «расходы», «издержки», «себестоимость». Прежде, чем идти дальше, нужно понимать, что каждый из них представляет, зачем ими нужно управлять, и почему я выбрал для себя это направление.

Определение и взаимосвязь.

Затраты – стоимость использованных в процессе хозяйствования ресурсов. Все затраты имеют стоимостную оценку. Они могут иметь производственный и непроизводственный характер,

Расходы – это часть затрат, стоимость которых полностью перенесена на реализованную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы, и которые могут быть отнесены к определенному периоду.

Часть затрат может представлять собой отложенные расходы – те, которые будут отражены в расходах не в данном, а в каком-то из последующих периодов. Так, часть затрат может аккумулироваться в незавершенном производстве или запасах готовой продукции, и стать расходом лишь в следующих периодах в момент выпуска и реализации продукции.

Часть может представлять собой расходы будущих периодов, когда затраты совершены в одном периоде, но они относятся к следующим (например, страхование на год – полис купили и понесли затраты в одном месяце, но, поскольку он покрывает весь год, то принимаем в расходы их равномерно в каждом месяце срока страхования). И т.д.

Другой пример – покупка основных средств (рассматриваю сейчас общий случай, а не исключение для предприятий на УСН с возможностью списать эти затраты сразу в расход). Затраты на покупку понесены в одно время, а в расходы они будут включаться в виде амортизации постепенно, согласно закрепленному в учетной политике способу.

Себестоимость – часть расходов, которая отнесена на произведенную продукцию. Существуют разные виды себестоимости и различные подходы к её расчету, предполагающие включение в неё тех или иных составляющих. Чем сложнее структура предприятия, тем больше факторов, влияющих на структуру себестоимости и её виды. Подробнее вопрос себестоимости будет рассмотрен в отдельной статье (или даже статьях, потому что вопрос очень обширный).

Издержки – неоднозначная категория, более широкая, чем затраты, которую можно описать как общие потери или недополученную прибыль. Чем они отличаются от затрат? – Тем, что, кроме явных издержек, выраженных затратами, существуют ещё неявные, которые не влекут прямых финансовых потерь и, соответственно, не отраженных в составе затрат. В качестве примера неявных издержек можно привести недополученную прибыль при выборе среди нескольких альтернативных вариантов вложения средств или потеря потенциальных клиентов, а с ними и части возможного дохода, в результате вывода на рынок, например, неэкологичного продукта и т.д.

Если воспользоваться кругами Эйлера, то получится следующая картина:

Costs-expenses

Каждым из описанных элементов можно управлять и влиять на величину соотношения между ними.

К чему надо стремиться:

  • — чтобы издержки были как можно ближе по своим размерам к затратам;
  • — чтобы затраты были как можно ближе по своим размерам к расходам.

Зачем управлять затратами, издержками, расходами, себестоимостью?

Основная цель предпринимательской деятельности – получение прибыли.

Прибыль также бывает разная.

Например, Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость.

Прибыль от продаж = Выручка – Себестоимость – Управленческие и Коммерческие расходы.

Прибыль до налогообложения = Выручка – Расходы.

И так далее.

Для получения максимальной прибыли при заданном уровне дохода предприятие должно минимизировать расходную часть. Это следует из тождества:

Прибыль = Доходы – Расходы*.

*Под расходами здесь понимается, в том числе себестоимость.

Соответственно, увеличение прибыли возможно лишь при следующих вариантах соотношения доходов и расходов:

  1. Увеличение доходов при неизменных или снижающихся расходах;
  2. Снижение расходов при неизменном уровне доходов;
  3. Снижение доходов в абсолютном выражении меньше, чем снижение расходов.

Как видно, любой из описанных вариантов предполагает снижение расходов (в первом случае оно также желательно, если возможно). Работа по снижению издержек должна осуществляться непрерывно, в любой момент времени. Она должна иметь системный характер с осознанием последствий каждого действия.

Система управления издержками

Предприятие — это система, а система управления издержками – одна из важнейших его подсистем. Она позволяет не потерять, либо максимально сократить потери от деятельности, сохраняя или увеличивая финансовый результат. Именно системный подход к снижению издержек позволяет получать наилучшие результаты в долгосрочной перспективе, поскольку предполагает моделирование последствий каждого решения и действия и видение целостной картины.

Costs-tower

Построение эффективной системы управления издержками – одна из ключевых целей управленческого учета на предприятии. Могут применяться различные подходы и методы, но цель их должна быть одна – поиск оптимального состава затрат, позволяющего получить продукцию/услуги/работы требуемого качества для получения заданного уровня дохода.

Понимание значения каждой из описанных в статье категорий очень важно, поскольку они могут быть равны лишь в одном идеальном случае и не доставлять больших проблем при управлении предприятием. Во всех прочих случаях, чем больше разница между ними, тем сложнее ими управлять и развивать предприятие, тем выше риски в деятельности. Это одна из ключевых причин необходимости ведения управленческого учета и управления затратами, издержками, расходами и себестоимостью.

На эту разницу влияют множество факторов, каждым из которых нужно управлять, если это возможно. Среди них:

  • размеры предприятия, его структура;
  • его сфера деятельности;
  • особенности нормативного регулирования налогового и бухгалтерского учета;
  • информационные потребности управления и собственников предприятия;
  • используемые технологии и информационные системы, уровень автоматизации;
  • учетная политика и методология учета;
  • номенклатура и объем выпускаемой продукции/ оказываемых услуг/ выполняемых работ;
  • численность и квалификация персонала,  и многие другие.

Каждый из описанных выше факторов прямо или косвенно влияет на различия между рассматриваемыми в статье категориями, что требует, по возможности, нивелирования части из них и создания более сложной системы управления.

Построение управленческого учета и системы управления затратами – сложный и интересный процесс, позволяющий получать ощутимые результаты по мере продвижения к основной цели. Каждый шаг, сделанный в этом направлении, помогает предприятию сохранять дополнительную частичку полученных доходов в виде прибыли и становиться более конкурентоспособным.

Почему в работе мне интересно именно это направление.

Ввиду того, что каждое предприятие индивидуально, системы управления издержками также индивидуальны и неповторимы, даже, если используется схожая методология. Это одна из ключевых причин, почему мне интересен именно управленческий учет и работа консультантом/методологом при построении систем учета и системы управления издержками. Каждый новый проект, построение  новой или модернизация существующей системы позволяют получить неповторимую комбинацию элементов, адаптированных для усиления конкурентоспособности конкретного предприятия.

На этом в данной статье всё. Надеюсь, она была полезна и помогла разобраться с сущностью каждой из описанных в ней категорий.

Если есть вопросы, задавайте. Если есть предложения, пишите.

В следующих записях будут более подробно расписаны виды расходов, издержек, затрат, а также отдельные подходы к управлению издержками, затратами, расходами, себестоимостью.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.