О том, что учащийся должен научиться понимать то, что он изучает и делает, говорят уже давно. И с каждым годом новый усложняющийся мир требует этого все настойчивее.
У Харари в книге «21 урок для 21 века» есть фраза:
В новом мире ученикам от учителя меньше всего нужна информация. Люди нуждаются в умении понимать информацию, отличать важное от несущественного, соединять разрозненные фрагменты информации в целостную картину мира.
Ю. Н. Харари. 21 урок для 21 века
Информации сейчас очень много. Технические носители информации справляются с хранением и обработкой данных не хуже человека. Информацию человек сейчас может получить, пока ещё, легко и просто.
Самое главное, что он должен знать:
- Какая информация бывает и какая именно ему нужна, как отделить нужное от ненужного.
- Где и как её получить.
- Как и чем её обработать.
- Что делать с полученными данными
Т.е. важно научить человека работать с информацией, добывать, анализировать и обрабатывать. Всё точно так же, как с любыми другими ресурсами.
По какой причине система образования крайне инерционно меняет подходы к подготовке, вопрос. Возможно, это попытка сохранить устойчивость. Возможно, попытка не поддаваться не проверенным временем современным веяниям, которые ещё не доказали свою жизнеспособность в долгосрочной перспективе. Возможно, у неё не хватает ресурсов для качественной проработки и тестирования новых образовательных методик с учетом долгосрочных требований, перспектив и тенденций.
Но очевидно одно – меняться нужно. И меняться быстро. Сейчас не нужно готовить человека, у которого одни справочники в голове. Сейчас нужно готовить человека, способного найти путь из А к Б в любых условиях, с применением всех доступных ему в данных условиях ресурсов.
P.S. Я не говорю о том, что знание информации не нужно. Оно нужно, но акцент должен смещаться в сторону качественной работы с информацией, а не только хранения её в голове.