Вчера жена, прочитав описание «управленческого учета», спросила, а что такое «кассовый разрыв»?
В двух словах – это отсутствие денег в тот момент, когда они очень нужны для платежей.
Т.е. не просто, когда на счетах и в кассе компании пусто, а именно тогда, когда надо совершать очередные платежи, а нечем.
Есть такая дисциплина – финансовый менеджмент. Одна из его ключевых задач – не допустить появление кассовых разрывов, а, если они появились, то оперативно найти способ их устранения.
Финансовый менеджмент сегодня глубоко рассматривать не будем.
Что будет сегодня:
— кратко рассмотрим 2 ключевых элемента финансового менеджмента.
— в п. 3 рассмотрим способы устранения кассового разрыва, который уже наступил.
- Финансовое планирование
Самый главный и действенный способ не допустить кассового разрыва – грамотное финансовое планирование как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.
Подробное описание сумм и сроков всех ожидаемых поступлений и платежей позволит заранее подготовиться к ситуации, когда денежных средств не хватит для покрытия текущих платежей и выработать план действий по предотвращению такой ситуации.
Пример финансового плана обязательно добавлю в будущем.
Именно грамотное планирование и четкое следование плану позволяет в долгосрочной перспективе избежать появления этих неприятных моментов, когда нужно срочно где-то найти деньги.
- Финансовая политика.
По сути своей, финансовая политика – это набор правил и способов управления финансами. В ней вы указываете:
— какие отсрочки платежей предоставляете, если вообще предоставляете, покупателям;
— на каких условиях соглашаетесь работать с поставщиками;
— какие методы финансирования используете;
— приоритетные средства закрытия кассовых разрывов;
— основные направления инвестирования и многое-многое другое, что влияет на движение денежных средств в компании.
Грамотный финансовый менеджмент на предприятии — профилактика проблем и кассовых разрывов.
Если нужна консультация по финансовому планированию или составлению финансовой политики, или по любому другому аспекту финансового менеджмента, если требуется их разработать, внедрить, усовершенствовать, улучшить, обращайтесь.
- Сегодня более подробно рассмотрим ту ситуацию, когда маленький пушистый зверек уже постучался в ваши двери.
Если кассовый разрыв всё-таки внезапно появился, то устранить его можно, действуя в двух направлениях – увеличивая поступления и/или уменьшая платежи.
Самое главное, здесь нужно понимать, что все описанные ниже способы – лишь тушение торфяных пожаров, которые при неграмотном финансовом планировании будут вспыхивать постоянно в самые неподходящие моменты в самых неподходящих местах. Это борьба с симптомами, а не с самой болезнью.
1) Уменьшение платежей:
Основной способ здесь — перераспределить платежи, подвинув некоторые из них на более позднее время. Это не всегда возможно, и не нужно это делать бездумно.
Для начала необходимо ранжировать и отсортировать все платежи по двух признакам:
* можно/нельзя подвинуть?
* что нам за это будет?
Затем выбрать те платежи, которые можно подвинуть без санкций. Вычесть их из общей суммы платежей и сравнить с остатком на счете.
Если их суммы не хватает, перейти к платежам, которые можно подвинуть, а санкции за нарушение сроков не очень критичные, и так далее.
Подробный пример будет вечером по ссылке.
2) Увеличение поступлений.
Вполне логичный шаг, но не всегда осуществимый.
2 основных варианта здесь:
А) Привлечение заемных средств.
Это могут быть:
- займы у сотрудников;
- заём учредителя;
- внешние кредиты и займы;
- овердрафт;
Здесь стоит понимать, что условно-бесплатные источники среди них только два – заём учредителя, и то, при определенных условиях.
Остальные – платные. Размер платы зависит от условий договора с кредитором/займодавцем.
Овердрафт часто самый дорогой в относительном выражении, но при редком использовании может оказаться выгоднее полноценного кредита или кредитной линии.
Б) Продажа активов.
Разные активы обладают разной степенью ликвидности. Если есть что-то, что можно быстро реализовать, получив деньги, то можно воспользоваться этим способом.*
- Дебиторская задолженность – один из тех активов, которые иногда можно быстро продать.
Можно:
— как просто переуступить свою дебиторскую задолженность кредитору в счет оплаты$
— так и продать её по договору факторинга.
- Далее пойдут менее ликвидные активы — оборудование, мпз, внеоборотные активы и т.д.
* Проблема в том, что быстрая продажа любых активов, включая дебиторскую задолженность, часто происходит с существенными потерями – дисконт по сделке может достигать десятков процентов. Но, если уж подошли к реализации активов, возможно, оно спасет предприятию жизнь.
Резюме
В процессе хозяйствования можно комбинировать эти два способа. А идеально – управлять финансами так, чтобы никогда с кассовыми разрывами не встречаться.
Сегодня обзорно рассмотрели основные способы закрытия кассового разрыва. Весь финансовый менеджмент в одной небольшой статье не уместить. Потому постепенно буду подробнее раскрывать каждый аспект.
Подписывайтесь, и будете в курсе!
Будут вопросы, пишите!
Успехов всем и отсутствия кассовых разрывов!
Другие статьи на эту тему
Как прогнозировать кассовый разрыв
Платежный календарь. Требования и варианты