Главная » Бизнес Учет » Кассовый разрыв. Что это и как его преодолеть.

Кассовый разрыв. Что это и как его преодолеть.

Кассовый разрыв

Вчера жена, прочитав описание «управленческого учета», спросила, а что такое «кассовый разрыв»?

В двух словах – это отсутствие денег в тот момент, когда они очень нужны для платежей.

Т.е. не просто, когда на счетах и в кассе компании пусто, а именно тогда, когда надо совершать очередные платежи, а нечем.

Есть такая дисциплина – финансовый менеджмент. Одна из его ключевых задач – не допустить появление кассовых разрывов, а, если они появились, то оперативно найти способ их устранения.

Финансовый менеджмент сегодня глубоко рассматривать не будем.


Что будет сегодня:

— кратко рассмотрим 2 ключевых элемента финансового менеджмента.

— в п. 3 рассмотрим способы устранения кассового разрыва, который уже наступил.


  1. Финансовое планирование

Самый главный и действенный способ не допустить кассового разрыва – грамотное финансовое планирование как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

Подробное описание сумм и сроков всех ожидаемых поступлений и платежей позволит заранее подготовиться к ситуации, когда денежных средств не хватит для покрытия текущих платежей и выработать план действий по предотвращению такой ситуации.

Пример финансового плана обязательно добавлю в будущем.

Именно грамотное планирование и четкое следование плану позволяет в долгосрочной перспективе избежать появления этих неприятных моментов, когда нужно срочно где-то найти деньги.


  1. Финансовая политика.

По сути своей, финансовая политика – это набор правил и способов управления финансами. В ней вы указываете:

— какие отсрочки платежей предоставляете, если вообще предоставляете, покупателям;

— на каких условиях соглашаетесь работать с поставщиками;

— какие методы финансирования используете;

— приоритетные средства закрытия кассовых разрывов;

— основные направления инвестирования и многое-многое другое, что влияет на движение денежных средств в компании.

Грамотный финансовый менеджмент на предприятии — профилактика проблем и кассовых разрывов.

Если нужна консультация по финансовому планированию или составлению финансовой политики, или по любому другому аспекту финансового менеджмента, если требуется их разработать, внедрить, усовершенствовать, улучшить, обращайтесь.


  1. Сегодня более подробно рассмотрим ту ситуацию, когда маленький пушистый зверек уже постучался в ваши двери.

Песец

Если кассовый разрыв всё-таки внезапно появился, то устранить его можно, действуя в двух направлениях – увеличивая поступления и/или уменьшая платежи.

Самое главное, здесь нужно понимать, что все описанные ниже способы – лишь тушение торфяных пожаров, которые при неграмотном финансовом планировании будут вспыхивать постоянно в самые неподходящие моменты в самых неподходящих местах. Это борьба с симптомами, а не с самой болезнью.

1) Уменьшение платежей:

Основной способ здесь — перераспределить платежи, подвинув некоторые из них на более позднее время. Это не всегда возможно, и не нужно это делать бездумно.

Для начала необходимо ранжировать и отсортировать все платежи по двух признакам:

* можно/нельзя подвинуть?

* что нам за это будет?

Затем выбрать те платежи, которые можно подвинуть без санкций. Вычесть их из общей суммы платежей и сравнить с остатком на счете.

Если их суммы не хватает, перейти к платежам, которые можно подвинуть, а санкции за нарушение сроков не очень критичные, и так далее.

Подробный пример будет вечером по ссылке.

2) Увеличение поступлений.

Вполне логичный шаг, но не всегда осуществимый.

2 основных варианта здесь:

А) Привлечение заемных средств.

Это могут быть:

  • займы у сотрудников;
  • заём учредителя;
  • внешние кредиты и займы;
  • овердрафт;

Здесь стоит понимать, что условно-бесплатные источники среди них только два – заём учредителя, и то, при определенных условиях.

Остальные – платные. Размер платы зависит от условий договора с кредитором/займодавцем.

Овердрафт часто самый дорогой в относительном выражении, но при редком использовании может оказаться выгоднее полноценного кредита или кредитной линии.

Б) Продажа активов.

Разные активы обладают разной степенью ликвидности. Если есть что-то, что можно быстро реализовать, получив деньги, то можно воспользоваться этим способом.*

  • Дебиторская задолженность – один из тех активов, которые иногда можно быстро продать.

Можно:

— как просто переуступить свою дебиторскую задолженность кредитору в счет оплаты$

— так и продать её по договору факторинга.

  • Далее пойдут менее ликвидные активы — оборудование, мпз, внеоборотные активы и т.д.

* Проблема в том, что быстрая продажа любых активов, включая дебиторскую задолженность, часто происходит с существенными потерями – дисконт по сделке может достигать десятков процентов. Но, если уж подошли к реализации активов, возможно, оно спасет предприятию жизнь.

Резюме

В процессе хозяйствования можно комбинировать эти два способа. А идеально – управлять финансами так, чтобы никогда с кассовыми разрывами не встречаться.

Сегодня обзорно рассмотрели основные способы закрытия кассового разрыва. Весь финансовый менеджмент в одной небольшой статье не уместить. Потому постепенно буду подробнее раскрывать каждый аспект.

Подписывайтесь, и будете в курсе!

Будут вопросы, спрашивайте.

Успехов всем и отсутствия кассовых разрывов!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.