Подход, описанный сегодня, одинаково применим и в личных финансах, и в финансах организаций.
Не затягивая, перейдем сразу к делу.
- Внести плановые остатки на начало периода.
- Определить и зафиксировать в таблице обязательные платежи. То, что вы должны заплатить, не смотря ни на что.
На данный момент совершенно не имеет значения, сможете ли вы в итоге их платить или нужно будет искать способы отсрочки, снижения. Сейчас они должны быть зафиксированы в полном объеме в плановые даты.
3. Заполняем инвестиционную часть. Пока мы только фиксируем то, что должны. Думать о том, сможем в итоге выполнить инвестиционные платежи или нет, будем позже.
4. Добавляем доходы и расходы, непосредственно связанные с их получением.
В случае с организациями заполнение таблицы с расходами начать следует с прямых переменных. Затем добавить обязательные расходы на управление и организацию производства.
В случае с домохозяйствами все немного сложнее, поскольку всегда есть соблазн в эту категорию расходов включить всё и побольше. Лучше включить сначала минимум. Косметика и наращивание жира будет позже
5. Собрать в отдельной таблице не включенные в план ранее расходы. Они пригодятся позже.
6. Далее начинается колдовство.
- Поскольку мы в п.3 вносили доходы и расходы, нам нужно эту часть скорректировать с учетом платежей за эти расходы. Они могут сильно различаться как в право, так и влево. С кем-то вы работаете по предоплате, с кем-то по постоплате, с кем-то за наличный расчет. Всё это нужно учесть. Вероятность того, что все ваши доходы и расходы должны быть оплачены день в день может быть не очень высокой.
- Если с клиентами вы работаете по предоплате, а с поставщиками по постоплате – все может выглядеть очень неплохо (до момента платежей поставщикам). Если же наоборот, то сразу может быть туго.
- По итогам превращения расходов в платежи появится там сумма, которая у вас осталась нераспределенной (либо перераспределенной).
- В случае наличия нераспределенного остатка средств вы решаете, что с ними делать: либо направить на инвестиции, либо увеличить текущие платежи периода, чтобы заплатить меньше в следующем периоде, либо увеличить свои доп расходы, собранные в п.4 (текущие расходы или развлечения в бюджете домохозяйств или представительские, организационные и прочие в бюджете организаций), либо оставить переходящим остатком на следующий месяц.
- Если получен минус, это состояние кассового разрыва. Здесь варианта 2: либо искать дополнительный источник финансирования, либо уменьшать платежи. Любой из вариантов нужно внимательно и осторожно прорабатывать и просчитывать. Причина минуса может быть как в части управления финансированием (несбалансированы денежные потоки), так и в части эффективности деятельности в целом.
- Если вы не прибыльны, и неизвестно, когда станете прибыльными, попытка краткосрочно заткнуть финансовые дыры кредитами, рассрочками, займами и прочим может очень негативно отработать в долгосрочной перспективе.
- Если же вы прибыльны, то нужно пытаться сбалансировать денежные потоки.
- Есть ли способ найти краткосрочное дополнительное финансирование? Сколько оно будет стоить?
- Также имеет смысл внимательно изучить платежи в п.2 и 3. Есть ли среди них те, что можно подвинуть? Какой ценой?
- Далее оценить, что выгоднее: краткосрочное финансирование или смещение платежей п.2 и3.
- На крайний случай остаются платежи п.1, если по ним реально получить отсрочку. Также нужно понять, сколько это будет стоить, сравнить с другими вариантами, выбрать из них наиболее эффективный.
Результатом выполнения этих итераций должен стать план движения денежных средств, в котором исходящий остаток больше или равен нулю.
На этом сегодня остановимся. Успехов!