Бизнес-план – документ, который включает в себя несколько крупных блоков, различных по своему назначению и содержанию.
Существует несколько различных стандартов для структуры бизнес-плана. Можно выбрать любой, дорабатывая его под себя или требования того, кому этот бизнес-план будет адресован. Рассмотрим сегодня основные крупные блоки, общие для всех стандартов.
- Резюме
Дается краткое описание проекта и основные цифры.
- Описание предлагаемого продукта (товара, услуги,…)
В этом разделе нужно понятно и подробно рассказать, что вы собираетесь производить/продавать, почему это актуально и востребовано
- Анализ рынка
Задача раздела – показать, есть ли рынок, и есть ли на нем для вас место.
Соответственно, вам нужно оценить объем и структуру рынка, на который вы выходите. Изучить емкость рынка, его динамику, основные тренды и сценарии развития рынка в будущем.
Представить количество игроков, показать крупных игроков и их доли, показать прямых и косвенных конкурентов. Следом нужно провести сравнительный анализ своего предложения и возможностей с аналогичными параметрами контрагентов.
В этом же разделе нужно описать свою целевую аудиторию, потенциальных покупателей.
- Маркетинг и продажи
Здесь нужно показать маркетинговый план.
Здесь важно описать каналы и способы привлечения клиентов, способы продаж и коммуникации с покупателем. Для каждого канала можно описать объемы, стоимость, динамику.
Рассмотреть эффективность (конверсию, воронку продаж) маркетинга и отдела продаж, объем продаж в количестве и сумме.
- Организационные вопросы
Здесь нужно показать организационную, финансовую структуру организации, информацию о владельцах, их долях и роли в организации, состав и функционал управления.
Здесь же стоит составить штатное расписание в динамике
- Финансы
Здесь будет много расчетов и таблиц.
Часть таблиц покажет эффективность работы предприятия в части получения доходов и расходов (План доходов и расходов), его способность получать прибыль.
Часть таблиц покажет денежные потоки от проекта, срок возврата инвестиций
Часть таблиц покажет информацию об активах, капитале и обязательствах организации.
Часть таблиц будет содержать данные о различных синтетических показателях, показывающих эффективность, платежеспособность, финансовую устойчивость, точку безубыточности, запас финансовой прочности, сценарии и прогнозы и другое
- Анализ рисков
Здесь описать возможные риски реализации проекта
Рекомендация:
Разработка бизнес-плана – процесс комплексный, который должен производиться специалистами различных сфер деятельности. Если вы заказываете разработку бизнес-плана не у фирмы, состоящей из различных специалистов, а у маркетолога, производственника, продажника, финансиста или у любого другого моно-специалиста (даже супер профи в своей сфере), уточняйте, кто будет выполнять непрофильные для этого специалиста работы.
P.S. Я не занимаюсь разработкой бизнес-планов целиком по причине, описанной выше, но подключаюсь к данному процессу для выполнения работы по блоку «Финансы» и консультирования по подготовке требуемых для качественного расчета данных.
Если требуется помощь по блоку «Финансы», пишите
Другие статьи на эту тему:
Нужно ли составлять прогнозный баланс при подготовке бизнес-плана
Нужен ли отчет по движению денежных средств при составлении бизнес-плана
На что обратить внимание в отчете о движении денежных средств (ОДДС, Cash Flow, CF)