Главная » Бизнес Учет » Точка безубыточности

Точка безубыточности

Точка безубыточности

Вопрос о точке безубыточности маячил на горизонте давно. Сегодня, наконец-то раскроем его.

1.Что такое точка безубыточности и зачем её искать:

Точка безубыточности — это та сумма продаж или тот объем продаж при которых вы работаете в ноль, т.е. не получаете ни прибыли, ни убытков.

Т.е. это та ситуация, когда ваших доходы равны вашим расходам.

Левее и ниже точки безубыточности вы несете убытки (рыжий треугольник), а правее и выше её получаете прибыль (зеленый треугольник.

Как видно из определения и картинки выше, посчитать ТБ можно в натуральных показателях (штуках, килограммах, метрах и т.д.) или в стоимостных (рублях, валюте и т.д.).

ТБ в стоимостных показателях (S1) показывает, какая сумма выручки вам нужна, чтобы выйти в ноль.

ТБ в натуральных показателях (V1) показывает, какое количество товаров надо продать, чтобы выйти в ноль.

Зачем её считать? Чтобы понять;

  • сколько вы должны заработать, чтобы свои постоянные затраты;
  • с какой маржинальной прибылью вы должны работать, чтобы закрывать свои постоянные затраты (в случае существующего ограничения по объему продаж);
  • сколько вы должны продать продукции, чтобы закрыть свои постоянные затраты;
  • каким запасом финансовой прочности вы обладаете и т.д.

2. Как её найти:

Разберем схему:

Точка безубыточности находится в месте пересечения двух прямых бордовой (сумма переменных и постоянных затрат) и зеленой (выручка). Это та ситуация, когда затраты = выручке.

Выручка (зеленая линия) — количество и сумма проданной продукции, товаров, услуг и т.д. По вертикали отображается сумма выручки, по горизонтали — объем продаж.

Все затраты делим (упрощенно) на переменные и постоянные

Постоянные (красная линия) — те, которые вы несете, независимо от того, производите вы что-то и/или продаете. Например, аренда, зарплата управления и т.д. Сколько бы вы не продавали*, их сумма останется одной и той же.

*чтобы не загружать сильно теорией здесь это представлено упрощенно. Вообще, такие затраты называют условно-постоянными, потому что они постоянны только до определенного объема производства, продаж, после него незначительно вырастают и опять будут постоянными до следующего предела. Например, аренда складов — до определенного объема продаж достаточно одного склада, когда его уже начинает не хватать, придется снимать ещё один. Тогда сумма аренды и, соответственно, постоянных затрат вырастет.

Переменные (черная линия) — те, которые напрямую зависят от объема производства/продаж. Например, закупочная стоимость товара, себестоимость единицы произведенной продукции и т.д. Чем выше объем продаж, тем они выше, и наоборот.

Затраты всего (бордовая линия) — сумма постоянных и переменных затрат.

Почему линия общих затрат идёт не с «0» отметки, а с суммы постоянных затрат?

Потому что при объеме продаж «0» вы несете сумму постоянных затрат всё равно, хотя переменные отсутствуют.

При объеме продаж >0 ваши затраты состоят из суммы постоянных затрат и переменных затрат на данный объем производства.

Для расчета ТБ оптимально предварительно посчитать сумму маржинальной прибыли для единицы продукции.Но можно считать и без неё, напрямую подставляя данные в формулы ниже.

Маржинальная прибыль равна разнице между ценой 1 ед продукции и её переменными затратами. Она является источником погашения постоянных затрат и получаемой прибыли.

3. Формулы:

  1. ТБ в натуральном выражении (V1) = Постоянные затраты/(цена 1 ед прод — переменные затраты на 1 ед. прод) = (Постоянные затраты)/(маржинальная прибыль на ед продукции).
  2. ТБ в стоимостном выражении (S1) = (ТБ в натуральном выражении)*(цену 1 ед продукции)

Для данной темы — это 2 ключевые формулы, на основе которых производятся все расчеты.


В данной статье не рассмотрел запас финансовой прочности. О нем будет отдельная статья в ближайшем будущем

Будут вопросы, пишите.

Успехов!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.