Сегодня первая часть из серии статей по управлению бизнес-процессами по мотивам BPM CBOK. Периодически они будут разбавляться бюджетированием, управленческим учетом и фин менеджментом, но основной мотив статей на ближайшие несколько месяцев будет связан с бизнес-процессами.
Что это:
Управление бизнес-процессами (BPM) – концепция управления бизнесом и его процессами, которая помогает ответить на вопросы: какая, где, зачем, как и когда выполняется работа, и кто отвечает за её выполнение.
BPM сочетает в себе два взаимодополняющих компонента:
- Непосредственно управление бизнес-процессами предприятия. Объектом управления в данном случае являются бизнес-процессы, необходимые для достижения цели предприятия.
- Управление предприятием на основе процессов, которые оно должно выполнять. Объектом управления здесь является само предприятие, задача которого в реализации тех процессов, для которых оно создано.
Обратная связь между этими двумя компонентами позволяет балансировать и управлять каждым из них для достижения цели предприятия.
Зачем необходимо управлять бизнес-процессами:
- На уровне предприятия:
- Измерение эффективности
- Усиление контроля и снижение издержек
- Документирование знаний
- Достижение целостности предприятия, управление компетенциями.
- Увеличение гибкости управления и прозрачности
- Обеспечение соответствия нормативам
- На уровне взаимоотношений с клиентами:
- Совершенствование процессов позволяет повысить удовлетворенности клиентов
- Мобилизация персонала для реализации ожиданий заинтересованных сторон
- Постоянный контроль за выполнением обязательств перед клиентом
- На уровне Менеджмента:
- Устранение препятствий в виде границ между подразделениями
- Уверенность, что все процессы, работы, действия создают ценность
- Увеличение качества планирования и прогнозирования
- Оптимизация эффективности на всем протяжении процесса
- Создание благоприятных условий для внутреннего и внешнего бенчмаркинга
- На уровне исполнителей:
- Лучшее понимание картины происходящего в целом
- Детальное понимание: что делать, зачем делать, как делать
- Информированность и уверенность в будущем
- Точно определенный набор рекомендуемых средств и методов работы
- Понятные требования к исполнителю на рабочем месте
В зависимости от целей и особенностей предприятия, рынка, на котором он работает, и прочих внешних факторов набор методов управления будет сильно варьироваться.
В дальнейших статьях будут рассмотрены методы и инструменты управления процессами, способы описания процессов, различные классификации и подходы к пониманию процессов.
P.S. Краткое описание BPM CBOK чуть позже размещу на сайте