Недавно был вопрос о том, как это сделать.
Единого подхода здесь нет – обосновывать нужно, отталкиваясь от потребностей заказчика и закрывая их своим предложением.
Глубина детализации бюджетов – это компромисс между несколькими факторами:
- максимальная полнота и аналитичность информации
- просто, понятно и наглядно
- быстрое получение информации
- стоимость обслуживания бюджетного процесса и получения отчетных данных.
- возможности учетной системы
- иные факторы
Нужно понимать, что:
- когда в отчете информация представлена в разрезе нескольких аналитик, это может быть очень информативно, но крайне сложно и неудобно для восприятия.
- Если требуется высокая степень детализации данных бюджета, то стоимость получения этих данных может быть несоизмеримо высокой по сравнению с эффектом от использования этой информации
- если требуется небольшая глубина детализации, а
простая форма на 1 лист А4, то:
- с одной стороны, скорость подготовки такого отчета может быть выше
- с другой стороны – аналитичность отчета может быть недостаточной
- Если используется несколько уровней
агрегирования информации, то даже получение простой понятной формы верхнего
уровня может требовать существенных ресурсов. Однако, этот вариант является
выигрышным с точки зрения понятности и информативности.
- Например, в мастер-бюджет данные по поступлению денег попадают только в разрезе видов (нал/безнал) или в разрезе мест их получения (торговых точек, например). При этом для оперативного управления используются более детальные отчеты, в которых поступление по одной торговой точке расшифровывается в разрезе ещё нескольких аналитик. В таком случае требования к возможностям учетной системы будут высокими, а затраты на обслуживание этой системы с заполнением всех требуемых аналитик могут быть весьма существенными
Потому, когда готовите предложение по глубине детализации бюджетов, обратите внимание на описанные выше факторы, в т.ч.:
- получите от пользователей отчета их требования
- оцените возможности своей информационной системы
- оцените затраты времени на заполнение отчета
- оцените состояние источников информации для заполнения отчета
- оцените стоимость получения информации с нужной детализацией
Желательно, когда по данным пунктам у вас будет понимание для нескольких вариантов детализации бюджета, чтобы была возможность сравнить разные варианты.
Успехов!