Главная » Блог Учет » Учет алкоголя в 1С.Розница и ЕГАИС.

Учет алкоголя в 1С.Розница и ЕГАИС.

Алкоголь, Розница, 1С

На этой неделе впервые плотно столкнулся с учетом алкоголя в небольшом розничном магазинчике формата «У дома». Причем, звонок о наличии проблемы поступил всего за 2 дня до сдачи отчетности, а проблема была сформулирована как «не работает ЕГАИС в 1С.Розница, данные расходятся, пришло уведомление от РАР, а надо срочно сдавать отчетность».

Несколько лет назад была внедрена система ЕГАИС, а до сих пор очень многие из тех, кто должен ей пользоваться, делать этого не умеют. Задача её простая — обеспечить контроль оборота алко-продукции, фиксируя всё её движение с момента производства конкретным производителем (связка ИНН+КПП) до розничной продажи. Каждое звено этой цепочки обязано отчитываться о движении у него конкретного товара. Т.е. Произвел алкоголь — отчитайся, продал в опт — отчитайся, поступил товар от производителя — отчитайся, переместил в торговый зал — отчитайся, и т.д. Затем уже на смежных участках эти данные сталкиваются меж собой (продал в опт — поступило от производителя и т.д.).

И, если раньше можно было сдавать в ЕГАИС отчеты «от балды», то сейчас стали приходить предупреждения/уведомления о расхождениях сданного отчета и данным, отраженным в ЕГАИС.

В чем оказалась суть проблемы:

Магазинчик маленький, не сетевой. Учет, как это традиционно в них бывает, ведется «на коленке» по памяти. Всем внутренним учетом занимается сам руководитель, он же продавец, он же закупщик, он же все. Для учета розничных продаж куплена 1С.Розница. Бухгалтер приходящий, чисто для сдачи отчетности. Программист 1С на удаленке просто для не знаю, чего.

Бухгалтер для сдачи отчетности в ЕГАИС раньше данные придумывала сама, не ориентируясь на учетные остатки и не сверяя их с данными ЕГАИС.

В результате за долгое время разница между учетом и ЕГАИСом стала существенной и, прилетело уведомление о некорректности сданного отчета. Штрафы у алкогольщиков не малые, а повторные нарушения грозят ещё и отзывом лицензии со всеми вытекающими.

Кто виноват:

Виновником всего, традиционно, назначили 1С — «система плохая, заплатили деньги, а она не работает и т.д., и т.п.»

Можно бесконечно ругать 1С, но при грамотной настройке и корректной работе пользователя она выполняет все возложенные на неё функции.

Проблемы с 1С (да с любым ПО и техникой) возникают чаще всего, когда покупается просто коробка без внедрения и обучения, и люди сами пытаются её запустить и в ней работать, даже не прочитав инструкцию (а у 1С она очень подробная).

В данном случае так и оказалось: из-за некорректного отражения операций в учете начались проблемы, которые со временем превращались в снежный ком.

А начало решения-то было перед глазами: открываешь журнал документов и видишь, что у многих документов ЕГАИС статус «Ошибка…».

Что делать:

Вести учет правильно. Читать инструкции и следовать им. Настраивать программу под ваши особенности и потребности.

Если не получается настроить самостоятельно или непонятно, как вести учет, попросить тех, кто это может. Мой телефон и форма обратной связи указаны справа.

Даже, если в учете есть ошибки, их можно и нужно исправлять.

Когда это делать — сейчас. Чем дольше оттягивать решение проблемы, тем сложнее и дороже оно обойдется.

Алгоритм действий при учете продаж в 1С.Розница приведен ниже.

Учет алкоголя (на примере пива) в 1С.Розница:

  • все действия с алкоголем необходимо отражать в учетной системе и отправлять информацию об этом в ЕГАИС. Если будет положительный статус, то всё ОК. Если будет ошибка, не получен ответ от ЕГАИС и т.д., то нужно исправлять ошибки и добиваться положительного статуса;
  • После приемки товара на склад и подтверждения в ЕГАИС он встает в регистр 1 (склад) и формирует в нем остаток;
  • После перемещения алкоголя в торговый зал необходимо создать документ «Передача в торговый зал ЕГАИС» и отправить его в ЕГАИС. Будет отражено перемещение из регистра 1 в регистр 2 (торговый зал). С остатков в регистре 1 это количество будет списано, а на остатки в регистр 2 добавлено;
  • При реализации товара, списания его при бое/порче и т.д. необходимо создать «Акт списания ЕГАИС» и также отправить его в ЕГАИС. Пока документ не примет положительный статус, остатки товара будут числиться у вас в магазине. И вот тут и возникают самые большие проблемы. Акт списания создается по конкретному регистру. Если вы указываете в акте списания продажу 40 бутылок алкоголя из торгового зала, которого по данным ЕГАИС в торговом зале всего 20, а 20 лежит на складе, то акт списания принят ЕГАИС не будет, и всё то, что вы хотели списать, останется на остатках ЕГАИС. ПОЭТОМУ:
  • Для маленьких розничных магазинов с постоянным «доносом бутылок со склада» и не только, на мой взгляд, имеет смысл перемещение в торговый зал ЕГАИС делать сразу при приемке. Чтобы в регистре №1 было всегда пусто, а весь алкоголь числился в торговом зале (регистр №2). Потому что времени на отслеживание каждой бутылки, которую вы продали из принесенных со склада, забыв отразить её в передаче в торговый зал,  нет. И в один прекрасный момент вы столкнетесь с тем, что я описал выше.

При выполнении данных шагов, отслеживании статусов отправленных вами документов и периодическом запросе остатков ЕГАИС со сверкой их с учетными, проблем быть не должно.

Если непонятно, спрашивайте.


P.S. Под маленьким магазином здесь я понимаю магазины без склада или с ним, но, в которых нет кладовщика, а товар со склада в торговый зал выносится в течение дня неоднократно без фиксации этого перемещения в учетной системе. В этом случае имеет смысл, хотя бы для ЕГАИСА, весь магазин считать торговым залом.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.