Очень многие показатели в экономике любят преподносить в процентах. Иногда это может сыграть злую шутку с получателями такой информации. Поговорим сегодня, почему одних процентов может быть мало.
Два вида показателей, которые мы сегодня разберем: абсолютные и относительные.
Абсолютные показатели.
Они выражены в натуральных/стоимостных единицах: в штуках, рублях, тоннах, метрах, паллетах, разах и так далее.
Они показывают масштаб, размер, величину. Это то, что можно измерить без деления чего-то на что-то. Они являются базой для расчета относительных показателей. Т.е. абсолютные показатели всегда первичны.
Например, длину чего-то можно измерить рулеткой, объем чего-то будет получен перемножением трех физических измерений объекта или сложением объемов составных частей, вес может быть измерен на весах и т.д. Абсолютный прирост чего-то будет получен
Относительные показатели
Они выражены в процентах, пунктах, долях, частях.
Они показывают соотношение чего-то с чем-то, отношение чего-то к чему-то, пропорцию между чем-то и чем-то.
Относительные показатели всегда являются результатом расчета (деления).
Например, доля прибыли в выручке будет получена делением прибыли на выручку. Динамика изменения чего-то будет получена делением значения в точке 1 на значение в исходной точке 0
Гибриды.
Если сильно философствовать, то можно выделить третий вид показателей – гибридные.
В качестве примера здесь можно привести темп прироста, который измеряется в процентных пунктах. Его значение может быть получено не только через деление абсолютных показателей, но и через вычитание относительных:
Темп прироста = (Значение1 – Значение0)/значение0 = абсолютный прирост/значение0 = темп роста1 – 100%
Но для простоты будем считать его относительным показателем, задача которого показать, насколько процентов изменилась величина показателя относительно базового состояния.
Почему их важно анализировать вместе?
Для того, чтобы видеть целостную картину с учетом контекста и оценить возможное влияние анализируемых показателей на ваш бизнес.
Разберем пример:
Вам принесли отчет, в котором сказали, что величина некоего показателя в затратах выросла на 50%.
Что вы скажете на это? Рост какого-то показателя в затратах на 50% сам по себе – не самая приятная штука, поскольку увеличение расходов всегда влечет за собой снижение прибыли при том же уровне дохода.
Но, не зная, что это за показатель, каков его реальный размер, какова его доля в ваших затратах и в вашей выручке, корректные выводы сложно сделать. Потому нам нужно их узнать.
1. Для начала разбора добавим к нашему отчету немного относительных показателей:
1.1 Если, к примеру, это сырьевая себестоимость, которая у вас раньше составляла 40% от цены продукта, то её 50% рост заберет у вас 20% (40%* 50%) потенциальной прибыли. Это может быть очень тяжелый удар.
1.2. Но все может быть не страшно. Если, например, это РКО, доля которого у вас составляла около 1% от выручки, то увеличение этого показателя до 1,5% будет неприятным, но, скорее всего, не критичным.
Здесь мы уже начинаем ощущать существенность проблемы, но она до сих пор ещё выражена в каких-то неощутимых процентах. Может быть, и не страшно все? Потому:
2. Добавим к отчету стоимостные показатели:
2.1. Например, в рублях это 50% увеличение по статье расхода составило по всему объему продаж за период 100 тыс руб., при том, что прибыль у вас плановая была заложена в 150 тыс. руб.
О чем это говорит?
О том, что в прошедшем периоде вы получили не 150 тыс прибыли, а втрое меньше (да, я добавил ещё один относительный показатель).
Т.е. эти ваши 50% (половина) увеличения затрат по какой-то статье привели к трехкратному снижению размера выручки. Страшно? Существенно? Думаю, что да.
2.2. Если же, например, вам сказали, что, хотя это увеличение и составило 50%, но оно было по несущественной статье затрат (канцтовары, например), и в рублях эта прибавка была всего лишь 1 тыс. руб. при выручке в 100 млн руб, Т.е. около 0,001% выручки. Страшно? Думаю, нет.
Резюме
При анализе любых показателей важно иметь под руками комплексную оценку, включающую, как абсолютные, так и относительные показатели. Без этого ваша картина будет одно-двумерной.
А вот для построения реальной многомерной картины реальности вы должны комбинировать всю доступную информацию в различных разрезах, отражающих все ключевые особенности изучаемого объекта.
Успехов!
Не понимаете, как прочитать отчетность? Не понимаете, о чем говорят принесенные вам цифры? Есть сомнения в адекватности расчета и полноте данных для принятия решения?
Записывайтесь на консультацию
Другие статьи на смежные темы:
Почему не применить средний процент скидки для всей номенклатуры?
Как Бюджет закупок влияет на баланс (BS)?
Накладные расходы в бюджете доходов и расходов. Распределять?
Как посчитать маржинальную прибыль на ассортимент и прибыль до налогообложения? (Шаблон внутри).
Сырьевая себестоимость и маржинальная прибыльКак влияют постоянные расходы на размер скидки?